Объявления

Мониторинг качества дошкольного образования

Перед системой образования Российской Федерации стоит задача обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования и закреплению его высокого статуса в международном образовательном пространстве, достижению российскими школьниками результатов лидеров мирового уровня по завершении школьного обучения.
Основа высоких результатов школьного образования ребенка закладывается в дошкольном детстве. Именно в дошкольном детстве формируются ценностные установки ребенка, основы его идентичности, отношение к миру, обществу, семье и самому себе. Это убедительно показано в ряде широкомасштабных исследований краткосрочных и долгосрочных эффектов образовательных программ для детей дошкольного возраста. Однако данные исследований также показали, что не все программы дошкольного образования оказывают позитивное влияние на детское развитие в долгосрочной перспективе, но только программы высокого качества. Дошкольное образование низкого качества приводит к негативным последствиям для образовательной биографии ребенка, для общества и экономики в целом.
Именно поэтому в фокусе образовательной политики во всех экономически развитых странах, наряду с обеспечением доступности дошкольного образования, стоят задачи обеспечения и повышения качества дошкольного образования.
ФГОС ДО в полном соответствии с мировыми трендами в области оценки качества дошкольного образования обозначил новые принципы и подходы для российской образовательной системы и прежде всего:
– сформулировал требования к образовательным программам дошкольного образования, к их структуре, содержанию, условиям и результатам;
– вывел образовательные результаты воспитанников за рамки систем контроля, надзора и мониторинга качества дошкольного образования;
– сформулировал требования к качеству дошкольного образования, которые фокусируются на создании образовательной среды высокого качества, позволяющей каждому воспитаннику достичь лучших для себя образовательных результатов.
Единая система мониторинга качества дошкольного образования — прозрачная, понятная всем участникам образовательного процесса, валидная, объективная и надежная — объединит требования разных действующих нормативных документов и задаст четкие ориентиры для работы всей системы дошкольного образования, предоставит качественные данные для реализации контроля качества образования и выявления нарушений требований законодательства об образовании, создаст доказательную основу для развития дошкольного образования Российской Федерации.
Концепция мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации формирует единую методологическую основу федеральных, региональных и муниципальных, внутриорганизационных систем мониторинга и оценки качества дошкольного образования, систем независимой оценки качества дошкольного образования, задающей условия для формирования единого образовательного пространства Российской Федерации.
Концепция МКДО разрабатывается и внедряется для достижения следующих целей:
– создание единых ориентиров и надежной доказательной базы для целостной системы обеспечения и постоянного совершенствования качества дошкольного образования Российской Федерации при сохранении вариативности и многообразия разрабатываемых и реализуемых образовательных программ, определение принципов реализации развивающего мониторинга качества дошкольного образования;
– формирование единой общероссийской системы мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации как основы для формирования единого образовательного пространства в сфере дошкольного образования, определение единой системы показателей качества образовательной деятельности для сбора, систематизации и анализа данных о текущем качестве работы системы дошкольного образования Российской Федерации на всех ее уровнях;
– определение механизмов, процедур и инструментария мониторинга, позволяющих обеспечить сбор, обработку, систематизацию и анализ данных мониторинга, сформировать надежную основу для реализации функций контроля за осуществлением образовательной деятельности в сфере дошкольного образования, для принятия решений в сфере образовательной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления системой образования Российской Федерации, а также на уровне организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования.
Концепция МКДО Российской Федерации призвана решить следующие задачи:
– обозначить принципы и подходы мониторинга;
– объединить усилия разных государственных служб, всех уровней управления образованием Российской Федерации по совершенствованию качества дошкольного образования;
– создать единую федеральную модель мониторинга (одно окно), применимую для различных мониторинговых целей разных государственных служб, задействованных в мониторинге, контроле качества дошкольного образования Российской Федерации и надзоре за ним;
– сформулировать подходы к операционализации требований ФГОС ДО и формированию системы областей и показателей качества дошкольного образования;
– определить области качества и показатели качества дошкольного образования;
– определить объекты мониторинга, описать модели их мониторинга;
– определить требования к механизмам, процедурам и инструментарию мониторинга качества дошкольного образования, в том числе описать методы осуществления сбора информации мониторинга, отбора и обучения специалистов для реализации мониторинговых мероприятий, технического сопровождения процедур мониторинга, алгоритмы обработки и анализа результатов мониторинговых процедур;
– описать основные мероприятия МКДО на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
– представить модели использования результатов мониторинговых процедур с указанием групп потребителей и спектра проблем, решению которых могут способствовать мониторинговые мероприятия.
В целях апробации концепции мониторинга качества дошкольного образования (далее МКДО) в Красноярском крае в соответствии с письмом министерства образования Красноярского края от 20.09.2019 года № 75-11150 в городе Ачинске были определены 2 пилотные дошкольные образовательные организации: МБДОУ «Д/с КВ №16» и МБДОУ «Д/с № 56».
В 2020 году Управление оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации продолжило работу по мониторингу качества дошкольного образования в РФ. В рамках мониторинга в экспериментальном режиме МКДО детей от 3 до 7 лет с использованием усовершенствованного комплекта МКДО приняли участие МБДОУ «Д/с № 40», МБДОУ «Детский сад № 34» и МБДОУ «Детский сад № 33».
С материалами МКДО-2020 можно ознакомиться по ссылке: https://drive.google.com/drive/folders/1nNpWcbI_VI1Q2c7hKqFBW1yIPlzByB8q?usp=sharing

Официальные сайты

 

Полезные ссылки

 

Наши партнёры