Мониторинг качества дошкольного образования

Перед системой образования Российской Федерации стоит задача обеспечения глобальной конкурентоспособности российского образования и закрепление его высокого статуса в международном образовательном пространстве, достижение российскими школьниками результатов лидеров мирового уровня по завершении школьного обучения.
Основа высоких результатов школьного образования ребенка закладывается в дошкольном детстве. Именно в дошкольном детстве формируются ценностные установки ребенка, основы его идентичности, отношение к миру, обществу, семье и самому себе. Это убедительно показано в ряде широкомасштабных исследований краткосрочных и долгосрочных эффектов образовательных программ для детей дошкольного возраста. Однако данные исследований также показали, что не все программы дошкольного образования оказывают позитивное влияние на детское развитие в долгосрочной перспективе, но только программы высокого качества. Дошкольное образование низкого качества приводит к негативным последствиям для образовательной биографии ребенка, для общества и экономики в целом.
Именно поэтому в фокусе образовательной политики во всех экономически развитых странах, наряду с обеспечением доступности дошкольного образования, стоят задачи обеспечения и повышения качества дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в полном соответствии с мировыми трендами в области оценки качества дошкольного образования обозначил новые принципы и подходы для российской образовательной системы и прежде всего:
- сформулировал требования к образовательным программам дошкольного образования, к их структуре, содержанию, условиям и результатам;
- вывел образовательные результаты воспитанников за рамки систем контроля, надзора и мониторинга качества дошкольного образования;
- сформулировал требования к качеству дошкольного образования, которые фокусируются на создании образовательной среды высокого качества, позволяющей каждому воспитаннику достичь лучших для себя образовательных результатов.
Единая система мониторинга качества дошкольного образования — прозрачная, понятная всем участникам образовательного процесса, валидная, объективная и надежная — объединит требования разных действующих нормативных документов и задаст четкие ориентиры для работы всей системы дошкольного образования, предоставит качественные данные для реализации контроля качества образования и выявления нарушений требований законодательства об образовании, создаст доказательную основу для развития дошкольного образования Российской Федерации.
Концепция мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации формирует единую методологическую основу федеральных, региональных и муниципальных, внутриорганизационных систем мониторинга и оценки качества дошкольного образования, систем независимой оценки качества дошкольного образования, задающей условия для формирования единого образовательного пространства Российской Федерации.
В целях апробации концепции мониторинга качества дошкольного образования (далее МКДО) в Красноярском крае в соответствии с письмом министерства образования Красноярского края от 20.09.2019 года № 75-11150 в городе Ачинске были определены 2 пилотные дошкольные образовательные организации: МБДОУ «Д/с КВ №16» и МБДОУ «Д/с № 56».
В 2020 году Управление оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации продолжило работу по мониторингу качества дошкольного образования в РФ. В рамках мониторинга в экспериментальном режиме МКДО детей от 3 до 7 лет с использованием усовершенствованного комплекта МКДО приняли участие МБДОУ «Д/с № 40», МБДОУ «Детский сад № 34» и МБДОУ «Детский сад № 33». 
В 2021 году в МКДО детей от 3 до 7 лет с использованием комплекта шкал МКДО участвуют МБДОУ «Детский сад № 29» и филиал МБОУ «Школа № 8».

Механизмы

Концепция

Порядок

Отчётная документация

Официальные сайты